В том, что клееный брус из сибирской древесины – оптимальный материал для деревянного домостроения, россияне убедились давно. А теперь этот материал активно востребован и за границей, причем не только для жилой застройки, но и коммерческой, рассказала «Quality» Анна Морозова, руководитель по развитию компании ООО «КЛМ-Арт».
– Анна, ООО «КЛМ-Арт» активно сотрудничает с девелоперами в сфере недвижимости. В чем заключается ваш вклад в развитие загородного образа жизни?
– Мы начинаем сотрудничаем с девелоперами загородных поселков и комплексов на стадиях проектирования, производства и монтажа домов. У нас есть опыт такой работы и в сфере жилой застройки, и в сфере коммерческого строительства, когда речь идет, к примеру, о туристических, развлекательных, ресторанных комплексах. И на своем опыте наблюдаем, как успешно развиваются эти сферы деревянного домостроения в нашей стране. Например, под Красноярском есть альпийская деревня «Шамони», где мы выполняли из дерева вторые этажи домов. За три года в этом поселке было продано более 70 жилых строений, а ведь этот проект – один из пионеров загородной недвижимости в Красноярской области. Продажи – главный показатель успешности любого проекта. И австрийское шале сейчас – очень узнаваемый и популярный тренд, так что в данном случае девелопер более чем угадал с темой.
– Какие еще тренды в этой сфере сегодня можно считать успешными?
– Сейчас есть довольно необычная, но набирающая обороты тенденция – фрагментарная застройка поселка, или строительство так называемых усадеб. Собираются несколько дружественных семей, выкупают землю, а затем строят на ней дома для себя и еще общий дом – гостевой или для совместного времяпровождения. То есть мы возводим жилой поселок, только закрытого типа, на несколько семей. Идея необычная, но сегодня она становится очень востребованной. В Москве мы сейчас строим уже третью такую усадьбу, готовимся приступить к выполнению проекта в Екатеринбурге.
– Есть ли сейчас у компании проекты за рубежом?
– Да, конечно. Наши дома очень востребованы на Востоке. И довольно интересно, как наши строения воспринимают те же китайцы. Дома, которые мы используем в качестве частного жилья, для них в большинстве случаев – коммерческие объекты. Например, мы поставили в Китай дом по проекту «Ласточкино гнездо», изначально спланированный как жилой, но новые владельцы обустроили в нем развлекательный комплекс. Возможно, причина такого видения в том, что жить в столь масштабных домах в Китае очень немногим по карману. Еще один проект, на сей раз уже жилой застройки, реализуемой ООО «КЛМ-Арт» в Китае, – это целый жилой район, выполненный полностью из дерева. Эта застройка будет там элитным кварталом. Также сейчас мы готовимся к постройке шоу-рума во Вьетнаме – это будут дома-виллы. Однако хочу сказать, что и в СНГ и в России мы воплощаем множество интереснейших коммерческих проектов. К примеру, в Санкт-Петербурге мы выполнили полностью деревянный дом, предназначенный под офис для одной компании. В Астане (Казахстан) построили популярный ресторанный комплекс «Деревня Санта-Клауса». А в Челябинске в заповедной зоне построили туристический центр, названный в честь путешественника Федора Конюхова.
– Что бы вы назвали главной тенденцией в развитии коммерческого деревянного домостроения?
– Клееный брус как материал дает возможность строить практически любые объекты – и жилые, и коммерческие, и социального уровня, и премиум-класса. Возможность воплощать любые идеи порождает множество оригинальных трендов. Одним из них можно назвать все большие запросы на строительство туристических проектов – центров путешествий, визит-центров, гостевых домов по самобытным проектам. Люди сейчас вообще ориентированы на свежие идеи, необычные проекты. Думаю, это связано с тем, что владельцы земли пришли к выводу: земля должна приносить доход, а для этого ее нужно облагородить, обустроить так, чтобы она привлекала людей, чтобы там было приятно находиться. Дома из клееного бруса для этого просто идеальны.